Каталог
Избранное
Корзина
Сравнение

Гайд новичка: как выбрать геймерский монитор

02.02.2023
erid:

Класс игровых мониторов сформировался более десятки лет назад и сегодня вобрал в себя сотни моделей от самых разных производителей, перечень которых пополняется с завидной регулярностью. Разобраться во всем многообразии устройств не так-то просто, но мы сегодня поможем определиться, на какие параметры геймерского монитора стоит обращать внимание в первую очередь, а какие для вас окажутся не столь важны.

Какую диагональ монитора выбрать

Диагональ экрана — характеристика сугубо индивидуальная. Поэтому выбирайте монитор с оглядкой на условия, в которых вы планируете его использовать. Если ему предстоит стоять на расстоянии более метра от ваших глаз, имеет смысл присмотреться к мониторам с увеличенным экраном в районе 30–32 дюймов. Но, если планируете разместить его на расстоянии вытянутой руки, то выбирайте из моделей поменьше: 24–27 дюймов. Просто выставьте необходимые параметры и получите искомое.

Монитор с диагональю сильно меньше 24 дюйма брать особого смысла нет, даже если вы планируете сидеть к экрану практически впритык. Разве что вы очень сильно стеснены в средствах. Но даже в этом случае двигаться влево по части размера экрана нужно с осторожностью. Современные мониторы довольно компактны, а подходящие для игр модели с диагональю 20 дюймов и адекватными характеристиками в продаже почти не встречаются.

Чаще всего размер монитора напрямую влияет на его характеристики. Чем меньше диагональ, тем хуже будут разрешающая способность и другие параметры вроде используемой матрицы и частоты обновления. Для производителя почти нет смысла ставить приличную VA-панель в монитор на 21 дюйм, потому что стоить он будет слишком дорого для этого сегмента, а платежеспособная аудитория просто не клюнет на такой маленький экран. Это видно по ассортименту как нашего интернет-магазина, так и любой другой специализированной площадки.

Разрешение монитора для игр

Сегодня на рынке представлены мониторы в основном со стандартными разрешениями: Full HD, 2K+ и 4K. Но бывают и нестандартные. Чаще всего они встречаются у мониторов с необычным соотношением сторон.

Безусловно, самую четкую картинку обеспечит монитор с самым высоким разрешением. Однако, чем выше разрешение, тем больше требований предъявляется к «железу» компьютера, в паре с которым используется монитор.

К примеру, при игре в 1440p видеокарта должна ворочать 8,3 миллиона пикселей в каждом кадре, которых может быть и 30, и 60, и 120 в секунду. Лишь бы хватило запаса мощности. В противном случае обновление изображения замедлится. А в играх типа Counter Strike или Overwatch это может повлиять не только на комфорт игрока, но и его результативность.

Плюс стоит понимать, что чем больше диагональ монитора, тем более высокое разрешение потребуется, чтобы картинка выглядела детализировано и не распадалась на отдельные пиксели. К примеру, пределом для Full HD считается 24 дюйма, а вот при 27 дюймах уже лучше обратить внимание на модели с 1440p. То есть размер диагонали и разрешение неразрывно связаны друг с другом, поэтому подбирать эти параметры требуется «сообща».

Какая матрица лучше для геймерского монитора

Фотографическая точность цветопередачи для геймеров большого значения не имеет. Поэтому гнаться за профессиональными мониторами для цветокоррекции и работы с изображениями, поддерживающими расширенный цветовой охват, не стоит. Выигрывая в качестве картинки, они чаще всего проигрывают игровым мониторам по ряду других характеристик. Но наблюдать тусклые спецэффекты и «плывущую» анимацию не захочет ни один геймер, и тут матрица играет определяющее значение.

В современных мониторах, как правило, используется три основных типа матриц: TN, VA и IPS. Есть еще и OLED, однако пока эта технология слабо распространена в классе игровых моделей.

Не будем вдаваться в подробности их технического устройства, поскольку в контексте данной статьи это не так важно. Но на характеристиках, которые их отличают применительно к играм, задержимся. Посмотрите на таблицу ниже. Тут приведены основные параметры разных типов матриц, которые отличают их друг от друга:

Характеристика

TN-матрицы

VA-матрицы

IPS-матрицы

Производительность

Самая высокая. Быстрый отклик, минимальное размытие. Поддерживают высокую частоту обновления

Высокая, но ниже, чем у TN. Поддерживают высокую частоту обновления

Ниже, чем у TN, но выше, чем у VA. Нечасто поддерживают высокую частоту обновления (либо стоят дорого)

Изображение

Небольшие углы обзора, не самая лучшая цветопередача

Углы обзора лучше, чем у TN, но хуже, чем у IPS. Лучший контраст и четкость

Лучшие углы обзора, лучшее качество картинки, встречается поддержка DCI-P3

Предназначение

Игры

Универсальные

В основном профессиональные сценарии

По таблице видно, что наилучшим выбором для игр будут либо TN-, либо VA-матрицы. Они имеют оптимальные характеристики и по качеству картинки, и по скорости отклика, и по частоте обновления. Правда, TN чуть более компромиссны. Они подойдут тем, кто не готов сильно тратиться. А вот зацикливаться на IPS применительно к играм мы бы не советовали. Несмотря на то, что производители уже смекнули, что можно выпускать игровые IPS-мониторы, по ряду параметров они все еще уступают VA. Это и контрастность, и частота обновления экрана, и время отклика.

Что значит контрастность монитора на практике

Контрастность — это разность яркости точек черного и белого. Грубо говоря, она обозначает, насколько четким будет переход от белого к черному и наоборот. Чем выше показатель контрастности, тем естественнее смотрится картинка. Наверняка вам доводилось видеть в характеристиках мониторов цифры 1000:1, 2000:1, 5000:1. Они и обозначают контрастность.

Профи говорят, что у разных матриц реальная и номинальная контрастность может отличаться довольно существенно и что 1000:1 у VA — это совсем не то же самое, что 1000:1 у IPS. Но лучше не запутывать себя намеренно, а сразу ориентироваться на максимальный показатель контрастности, который вы только можете встретить у VA-мониторов.

За какой частотой обновления стоит гнаться

Вот и мы и дошли до одного из ключевых параметров игрового монитора — частоты. В самых простых офисных моделях она составляет 60 Гц. В базовых геймерских — минимум 120 Гц, то есть уже в двое выше. А ведь есть еще 144 Гц, 165 Гц, 200 Гц, 240 Гц… Существуют даже модели с 360 Гц. Но насколько этот параметр действительно важен, и какое значение можно считать золотой серединой?

На самом деле исследования показывают, что результативность в той же CS:GO для начинающих игроков никак не коррелирует с частотой монитора, на котором они играют. То есть неопытный геймер будет ловить хэдшоты с одинаковой периодичностью что на 60 Гц, что на 360 Гц.

С другой стороны, продвинутый игрок сможет показать достойный результат при тех же самых «офисных» 60 Гц. Но! Именно у кибератлетов слегка (на считанные проценты) повышается эффективность игры с ростом частоты монитора.

Что все это значит? А то, что высокая частота в первую очередь повышает комфорт игры, а уже во вторую сулит какое-то превосходство в онлайн-шутере (зачастую — мифическое).

Но если все же вернутся к выбору частоты развертки, то оптимальным параметром сегодня можно считать 120–144 Гц, поскольку за более высокие значение идет неоправданная переплата, да и заметить разница уже смогут лишь про-геймеры.

А еще частота напрямую связана с производительностью ПК. Хороший игровой монитор сможет полностью раскрыться лишь при соответствующем железе, которое обеспечит достойный фреймрейт, то есть частоту кадров. Если FPS изначально будет низким, то никакого проку от высокой частоты не будет.

Время отклика монитора

И частота, и время отклика отвечают за скорость обработки сигнала. Если мы играем при 120 кадрах в секунду, то каждый кадр держится на экране примерно по 8,3 мс. При 60 к/с это время будет еще больше — примерно 16,5 мс. То есть чем оно дольше, тем более явными будут шлейфы вокруг движущихся объектов и эффект остаточного изображения. И наоборот, чем меньше показатель задержки, тем более четкой становится картинка.

Низкое время отклика — это хорошо. Но есть проблема: каждый производитель проводит замеры по собственной методике. По этой причине, когда мы читаем про скорость отклика разных мониторов, неизбежно встречаем такие аббревиатуры как GtG (используется чаще всего), BtW или BWB. Первая обозначает время, за которое монитор сменяет серый цвет при яркости в 10–90% (20–80, 30–80%). Вторая — включение неактивного пикселя до светящегося при яркости в 100%. Третья же — переключение пикселя с черного на белый и обратно на черный цвет.

Но, во-первых, GtG-методика является самой распространенной, потому что больше приближена к реальности. Во-вторых, резкая смена цветов (когда белый меняется на синий или красный) в кадре происходит нечасто. Поэтому в последнее время BtW-градация не используется. В-третьих, известные производители дорожат своей репутацией и не будут подсовывать вам откровенный мусор за большие деньги. Поэтому там, где пишется, что скорость отклика составляет 1 мс, скорее всего, так и будет. Вот эти мониторы лучше и брать для игровых задач.

FreeSync и G-Sync

Синхронизировать монитор с видеокартой для минимизации разрывов кадров позволяют технологии FreeSync от AMD и G-Sync от NVIDIA. Они нужны, если количество кадров, которые выдает видеокарта, больше, чем может принять монитор. Без этих надстроек кадры не успевали бы сменить друг друга, а отображались на экране просто друг под другом, образуя разрыв сцены. FreeSync и G-Synс как бы разгоняют монитор, повышая частоту его обновления, чтобы не происходило подобных разрывов.

G-Sync, в отличие от программной FreeSync, — технология, реализуемая на аппаратном уровне. NVIDIA выпускает одноименные чипы, которые устанавливаются в сами мониторы на заводе. Поэтому G-Sync не так популярен. На распространение влияет и стоимость, и повышенные требования к оборудованию.

FreeSync — это трехуровневая надстройка, каждый уровень которой соответствует своему классу мониторов. Базовая версия FreeSync подходит для всех, даже самых дешевых мониторов. Но еще есть FreeSync Premium, которая предполагает, что монитор будет иметь частоту обновления не ниже 120 Гц, а также FreeSync Premium Pro, которой нужны те же 144 Гц, что и у G-Sync. Сама надстройка FreeSync полностью бесплатна для производителей, а потому не влияет на цену монитора. Но ее уровень определяет характеристики, которыми обладает монитор. Поэтому модели, совместимые с FreeSync Premium Pro, будут стоить больше, чем с базовой FreeSync.

Так какой монитор лучше: с G-Sync или FreeSync? На самом деле разницы нет. С технической точки зрения обе надстройки справляются со своей задачей как нужно, не допуская разрывов. Поэтому лучше не переплачивать. Несмотря на то, что G-Sync работает благодаря физической микросхеме и изначально предназначалась только для видеокарт NVIDIA, в последнее время на рынке появилось немало решений с FreeSync, поддерживающих видюхи NVIDIA. А поскольку они и стоят дешевле, то лучше всего брать именно их.

HDMI или DisplayPort

Остаются порты. Казалось бы, такая мелочь. Кому вообще есть дело, через какой интерфейс подключать монитор к ПК? Но разница есть, и в ряде случаев она может быть принципиальной. Например, мониторы с G-Sync будут работать только при подключении через DisplayPort стандарта 1.2 и новее. Разъем HDMI ему не подойдет. FreeSync в этом плане менее принципиальна, и позволяет подключать монитор и по HDMI, и по DisplayPort.

В теории у DisplayPort выше пропускная способность: 10–80 Гбит/с в зависимости от версии против 4,9–48 Гбит/с у HDMI. А чем выше пропускная способность, тем более высокую частоту при заданном разрешении может потянуть интерфейс.

Однако стоит помнить, что HDMI сам по себе является более древним стандартом. Однако актуальная версия HDMI 2.0 вытянет 1080p при 240 Гц и 1440p при 144 Гц, а HDMI 2.1 — 1440p при 240 Гц и 4K при 144 Гц. Для DisplayPort даже в самом современной версии 4K удастся вытянуть лишь при 120 Гц. Но в конце концов все зависит от версии HDMI и DisplayPort, которые поддерживаются видеокартой и монитором.

У DisplayPort есть преимущество в виде возможности подключить несколько мониторов к одному разъему с помощью разветвителей. С другой стороны, у видеокарт обычно несколько интерфейсов, поэтому подключить два-три дисплея можно и напрямую в случае использования HDMI.

А для тех, кто дочитал до самого конца, подборка хороших игровых мониторов из разных ценовых категорий, которые соответствуют критериям, описанным выше — не как рекомендация к действию, а просто для ориентира:

В корзине
Доставка товаров
изменить
  • Способы получения:
    доставка, самовывоз
  • Способы оплаты:
    безналично на сайте, наличными, бонусами
    Оплатите онлайн или наличными
yandexMarket
Доступно в AppStore Доступно в Google play
Начать чат